Этнические украшения для волос

Шпилька нач. XVIII в. из бронзы, латуни, серебра и кораллов, украшенная фениксом, сакурой и пионамиСерьги, кольца, подвески, браслеты - этими украшениями сейчас невозможно никого удивить. Даже характерные для определенных культур рисунки, гравировки на них способны вызвать лишь мимолетный интерес. Слишком часто дизайнеры, модельеры используют в своих коллекциях этнические элементы. Однако остаются вещи, способные нас удивить и вызвать искреннее восхищение. К примеру, украшения для волос, до сих пор распространенные в восточных странах. Хотя раньше и на Руси, и в Европе создавалось достаточно большое количество ювелирных изделий именно для кос или высоких причесок: гребни, заколки, тиары, диадемы и пр. Славянские девушки использовали ленты, золотые и жемчужные нити, треугольные подвески… Волосы считались одним из самых главных богатств девушки, а потому их старались соответствующе украсить. Время изменило эти представления. Правда, далеко не везде. В некоторых странах традиции настолько сильны, что войны и мода способны внести лишь небольшие коррективы.

Серебряная шпилька "Ирисы" с кораллами, конец XVIII в.Наиболее консервативны в этом отношении оказались, пожалуй, Индия и Япония. Там украшения для волос сохранились практически в неизменном виде. В средневековой стране Восходящего солнца поначалу богато убирали свои прически гейши и их ученицы. Постепенно изящные гребни, палочки и шпильки стали использовать женщины других социальных статусов. По этим предметам можно было узнать практически все об их обладательнице. А так как они были единственным украшением, то их старались сделать как можно красивее, отделывая цветами из ткани и необычными бусинами. Причем золото и серебро не так уж часто использовалось. В основном шпильки и гребни делали из дерева, кости, черепахового панциря, стекла, бронзы, латуни и пр. Существует целый свод правил по поводу того, как, когда и какие украшения должна использовать женщина для своей прически.

Айшварья Рай с тикой и джумаромЕсли в Японии украшение волос имело больше социальное значение, то в Индии женские косы (впрочем, как и мужские волосы) обладают сакральным смыслом. Они являются связью этого мира и будущего. 3 части волос в косе символизируют наиболее важные для Индии реки (Ганг, Ямуна, Сарасвати), а также богов Брахму, Вишну, Шиву. Кроме того, косы являются отражением мыслей их обладательницы, а значит, они должны всегда соответствующе выглядеть. То есть не только быть мягкими, блестящими, здоровыми, но и всегда аккуратно убранными и украшенными. Сейчас, конечно, это в большей степени касается особых событий, чем повседневной жизни.

Джаданагам с бриллиантами и рубинамиИтак, количество украшений для волос у индийских женщин невероятно разнообразно, что объясняется большим количеством регионов страны, в каждом из которых своих обычаи.

Больше всего распространена и известна тика. Эта подвеска предназначена прикрывать пробор, спускающийся с нее кулон должен располагаться в середине лба. У украшения особый смысл: он символизирует женщину, хранящую брачные обеты, ставшую частью клана и источником новой жизни. Джумар представляет собой такую же подвеску, только она крепится сбоку так, чтобы спускаться по диагонали, обычно представляет собой нити, которые собраны в виде веера. Часто носится вместе с тикой.

Есть украшения и непосредственно для косы. Например, в Южной Индии у танцовщиц бхарата натьям они называются джаданагам. Комплект состоит из 6 частей. Диск - это солнце, затем идет полумесяц. Третья часть изображает местный цветок. Поверх косы крепится украшение в виде кобры с множеством голов, оканчивающейся колокольчиками и кисточками из шелка. Комплект обычно создают с использованием драгоценных камней и металлов.